Быть или не быть тренером. Вот в чём вопрос. Ч.2

Ваш тренер или инструктор всё знает про анатомию/биомеханику, чуткий хореограф. Что же дальше? Дальше мне вспоминаются более специальные предметы, которые у нас были обязательными в ВУЗе. Это педагогическое мастерство и педагогическая этика. Туда же я прикладываю педагогический дар. Не сочтите меня сектанткой, уважаемые мои читатели, но я искренне верю, что преподавателем/педагогом надо родиться. Это как талант к математике или письму. Передавать свои знания/умения/навыки – тоже талант. Как его раскрыть? Да он сам везде проявляется, с самого детства.

В данном контексте могу рассказать про себя: ещё совсем маленькой я собирала все свои игрушки, рассаживала их по кругу и мы проводили музыкальное или физкультурное занятие. В детском саду всегда собирала вокруг себя одногруппников и читала им (повезло научиться читать в 4 года! Но многие утверждали, что я всё придумываю, а читать на самом деле не умею), или мы ставили какие-нибудь спортивные композиции под выученные песенки, а-ля «Делай раз!», или учили танцы. Кто был талантливее в пении – пел, кто в танце – танцевал. Всё роли были чётко распределены. В школе, как водится, меня преследовала организация в классе всевозможных конкурсов, постоянное участие в вечных внеклассных мероприятиях и тому подобные интересные события.

Я тогда вообще далека была от спорта, но постоянная организация людей и объяснение им чего-либо окружали меня с детства, со всех сторон. И почему-то, как сейчас помню победу в биологической олимпиаде, где были и инфузории-туфельки, и строение клетки, и человеческая анатомия. Ну а после школы моё будущее как-то само собой определилось: педагогический колледж, а потом и ВУЗ ждали с распростёртыми объятиями. А там и любовь к спорту не заставила себя долго ждать. Так что, наверное, всё было предопределено, но по своей любви к извилистым тропам, мне нужно было прийти к этому через жо…терни (вот эту часть, возможно, даже не пропустят на сайт).

Так что обратитесь к Вашему прошлому, как оно там всё было. Так вот, помимо дара, в моём понимании, грамотного тренера или инструктора отлично характеризуют такие термины, как педагогическая этика и педагогическое мастерство.

Педагогическая этика. Иногда сталкиваешься с какими-то очевидными ситуациями, которые превращаются в огромный знак вопроса в моей голове. Несколько ситуаций из опыта (на личности не перехожу, но если кто себя узнал, уж извиняйте).

Любой коллектив грешен сплетнями и обсуждением происходящего вокруг. Тренеры - не исключение. Мы делимся между собой удачами своих учениц, особыми случаями, происходящими на тренировках, не вынося это за пределы тренерской. Поэтому когда коллеги (я имею ввиду коллег со всех своих мест работ, где я работала/работаю) начинают обсуждать кого-то в раздевалке после тренировки со своими ученицами, при других группах, смеясь над ней и подкалывая, причём в отсутствие той самой обсуждаемой, у меня возникает лёгкое недоумение, назовём это так. Или словесно передразнивать ученицу, которая пришла к тебе в группу...мы же ушли от стадии австралопитека и эволюционировали. Вроде как. Всегда казалось, что тренер должен показывать пример занимающимся, дисциплинировать их, а не унижать многими доступными способами. В эту же корзинку отправляются фразы, вроде: «Что, сильно потеешь?! Нечего было с нами разминаться тогда!»; «Чего скользишь как кабанчик:?!»; «Мда…может, этот спорт не совсем для тебя?», ну и всё в таком духе. Опять же, как человек, работающий в определенном клубе или студии, какую тренер составляет репутацию для этого заведения. Не говоря уже о своей персоне. Идём дальше.

Сравнение учениц. Нельзя этого делать. Особенно, если к тебе пришёл новый человек. Понятно, что когда ходят давно, у вас есть свой юмор, можно и намекнуть, что у Маши уже вон что получилось, а ты топчешься на месте! Ну-ка перестань болтать и скорее на пилон/к станку/за штангу! Никто не обидится, потому что знают: это воспитательная мера. Но если кто-то первый раз, тренер ничего не знает про этого человека, ни опыт, ни умения/навыки, ни травмы, ни болезни. И как можно сказать, что "Вот смотри, какие девочки молодцы!" и добить: "Ну ты ходи с ними, тоже такой станешь!" Её в данный момент можно сравнить только с ней в прошлом. Но она в прошлом пока неизвестна, поэтому лучше промолчать или подбодрить. Или облегчить то, что было дано всем. Молчание - золото!

Тренировка - это сокрушение мозга, стереотипов, боль и иногда даже кровь! Шучу... Так вот, находясь в зале с тренером, там есть определённая атмосфера. Атмосфера создана с момента начала тренировки. Она рождает определённый ритм для понимания и восприятия информации. Если идёт подача сложного материала, то нарушить эту атмосферу может даже летающая мушка. Не говоря уже о пришедшем посреди занятия человеке. Я говорю не про опоздавших, а про второго тренера, который пришёл: "Вот тут на пилончике позанимаюсь" или "Девчонки, посижу с вами". Никто не против. Но комментировать действия коллеги, начинать обучать присутствующих, если у них не получается, кривляться в пространстве и около пилонов не обязательно. За что ценю своих дорогих учеников - за то, что они дисциплинированы и слушают только назначенного в данный момент тренера.

Ну и про привычки любого человека, связанного со спортом (кстати - это касается не только инструкторов и тренеров): курение. Не самое благоприятное впечатление производит курящая женщина, а если она ещё и тренер, то это рождает вопросы и сплетни, тем самым создавая не только мнение о себе, но ещё и о клубе или студии, в которой она работает. Так что если и курить, то только далеко за пределами места работы, не создавая для него неудобств. Репутация - это личное дело каждого.

В целом, такие истории периодически встречаются, но ни на одном курсе по фитнесу, ни pole dance, ни танцам, ни одной статьи про это нет. То, что тренер/инструктор должны быть сдержанными и деликатными, потому что мы работаем с тем, что даётся людям тяжело: совершенствованием двигательных навыков. И любое неверное слово или движение может отбить у человека желание заниматься или приходить в конкретное место занятия. Самым безобидным здесь, наверное, будет, нежелание ходить к этому тренеру.

Остаётся у нас с вами только Педагогическое мастерство. Разложить на простейшие атомы любое движение, мотивировать, поддержать в нужный момент, пообщаться с людьми, пошутить, снять конфликт, увидеть перспективу ученика, хотеть научить и отдать все возможные знания - это то, что должно составлять основу преподавания. Я достаточно часто слышу от учениц, что они хотят стать тренерами или инструкторами. Но сначала нужно честно, положа руку на сердце, ответить себе на один вопрос: "Я хочу научить людей чему-то, сделать их лучше, или я хочу просто красоваться перед ними в зале? Самоутвердиться за счёт них?".

Потому что важно научить, раскрыть талант каждой, пришедшей на тренировку или в класс, дать базу, потом нанизать на неё силу, сложность, отточить нюансы и ощутить эту невероятную радость от того, что человек получает настоящее удовольствие, танцуя или делая трюки, занимаясь сложной функциональной тренировкой или просто бегая по парку. Их успехи и достижения – это основа нашей профессии. Именно от нашего мастерства и усердия ученика зависит то, насколько качественно раскроется человек и пойдёт по жизни обновлённой летящей походкой.

Воздушного нам всем pole и полного взаимопонимания! Анна Шу, уходя в декрет и скучая по вам!